Фрагмент для ознакомления
2
3. ИСПОЛЬЗУЯ МАТЕРИАЛ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ И.А. ЗИМНЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ВЫДЕЛИТЕ, КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ
Учителю физической культуры:
- умения, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять учебный процесс;
- умения, отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся; выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся;
— умения, отвечающих на вопрос «как учить»: отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность; находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.;
- умение оценивать учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников: распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом —во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).
Тренеру по легкой атлетике:
- умения удерживать устойчивую профессиональную позицию, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; реализовывать и развивать свои педагогические способности, включая как их перцептивный, так и управленческий компоненты;
- умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта;
-умения, способствующие достижению высоких уровней общения: создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека; владеть средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики); преимущественно использовать организующие воздействия по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
- умение слушать и слышать подопечного, не прерывая его речи и учебных действий; воздействовать на него не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у него желаемого качества; не бояться обратной связи с учащимися; действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Наставник по легкой атлетике:
- умение постановки широкого спектра коммуникативных задач; наиглавнейшее из входящих в эту группу умений — создание условий психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению;
- умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню;
- умения хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Преподаватель высшей школы:
- умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;